По ступеням лет Евгения Евтушенко. Ростелеком евтушенко


«Появились евтушенковеды». Кто и зачем в Иркутске пишет книги о поэте | КУЛЬТУРА

На этот год выпала целая череда литературных юбилеев людей, к которым жители Приангарья относятся с особым трепетом, ведь впервые их имена и голоса страна услышала здесь, на иркутской земле: Валентин Распутин, Евгений Евтушенко, Александр Вампилов. Так, 18 июля исполнилось бы 85 лет поэту со станции Зима - Евгению Александровичу. Ещё недавно все знакомые и друзья Евтушенко готовились поздравить его лично...

Жизнь повернулась иначе. Весной последний представитель «шестидесятников» ушёл из жизни. Но день его рождения в Иркутской области не прошёл тихо. Помимо выставок и вечеров памяти в Иркутске к юбилею поэта иркутский филолог Виталий Комин и его товарищ - профессор из Хакассии Валерий Прищепа издали третью книгу в биографической серии «По ступеням лет. Хроника жизни и творчества Евгения Евтушенко».

Закономерно и естественно, что самые первые биографии о наших писателях-земляках появляются на их родине. Так было с Распутиным, так получилось и с Евтушенко. Авторы - первые и единственные в Сибири «евтушенковеды», как они сами себя называют. Вдвоём они уже двадцать лет скрупулёзно работают над биографией  поэта. Результатами их труда стали уже пять книг. Первая - «Он пришёл в XXI век» - появилась в 2001 году, опередив даже московских «конкурентов».

При встрече с авторами сразу стало видно, насколько они разные люди - и внешне, и по характеру. Да и разница в возрасте между ними почти два десятка лет. Энергичный Комин после учёбы отправился в журналистику, а рассудительный и серьёзный Прищепа углубился в науку, но привязанность к таланту Евтушенко скрепила их дружбу и сгладила все различия. Они сами говорят, что с первых дней знакомства «подпитывают» друг друга. К примеру, Виталий Васильевич наотрез отказался давать нашему еженедельнику интервью без своего друга и соавтора.

Загадка из Зимы

Юлия Вяткина: Как и когда вы познакомились с Евтушенко?

Виталий Комин: Я ведь тоже родился в Зиме. И там в 1954 году, придя в школьную библиотеку, в альманахе «Новая Сибирь» впервые обнаружил стихотворение Евтушенко. Как сейчас помню: открываю страницу и натыкаюсь на название «Город детства». Оно начинается со строчки «Сойти на тихой станции Зима…». Читаю его, и тут до меня доходит: боже мой, это ведь моя Зима! Я-то считал, что писать стихи можно о Москве, Ленинграде, об Иркутске, в конце концов. А здесь в каждой детали узнавал свой дом, места, по которым  ходил каждый день. Это же надо было описать так точно! Я спросил у библиотекаря, кто такой Е. Евтушенко. Она припомнила, что во время войны в Зиме жил мальчик Женя, писавший стихи, но у него была другая фамилия. Её ответ запомнил на всю жизнь, но разгадал его только спустя много лет. Евгений родился в Зиме, но в два года его перевезли в Москву. Там он окончил первый класс, а когда подошли немцы, то он снова эвакуировался в Сибирь к родственникам. Так что в Зиме Женя находился все военные годы и потом уехал опять в столицу. Но жил он здесь под фамилией своего отца - Гангнус. Всем понятно, что в те времена такие фамилии вызывали в людях отторжение. Мальчишки стали дразнить Женю, он даже отказывался ходить в школу, поэтому бабушка отправилась в Зиминский загс и приписала ему фамилию матери. После окончания войны в столицу он отправился уже с другой фамилией.

Лично я познакомился с Евгением в 1962 году. Специально из Зимы отправился в Москву, предварительно обзаведясь «рекомендательным» письмом от его дяди. При встрече Женя дал мне пригласительный на съёмки фильма «Застава Ильича», где на камеру записывали вечер поэзии с Беллой Ахмадулиной, Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским. Тогда я понял, с какими людьми имею дело...

- Что заставило вас буквально по дням и часам восстанавливать жизнь поэта?

В.К.: Мы ведь все: Распутин, Вампилов, Прищепа, я - именно филологи, а не журналисты. Тяга к тому, чтобы «оживить» своё филфаковское образование, и привела меня к мысли о написании биографии. Личное знакомство лишь усилило моё стремление.

Валерий Прищепа: А я заинтересовался Евтушенко в студенческие годы. И кандидатскую, и докторскую посвятил ему. Дальше - больше.

О любви и ненависти

- Евтушенко был против, чтобы дом в Зиме, где он жил, называли музеем его имени, ведь он «живой человек». А к своим биографиям как относился?

В.П.: Мы работали самостоятельно. Но он о нас знал и даже стихи по этому поводу написал:

Появились евтушенковеды,

создали свой крошечный союз.

В этом никакой моей победы.

Я совсем невесело смеюсь.

В.К.: Женя будто иронизировал: он-то про себя всё знал, а мы что-то тут о нём собирали. Я и Валерий, конечно, немного побаивались, когда отдавали ему в руки первую книгу, не знали, как отнесётся. Мы же работали как филологи, поэтому у нас были и критические замечания. Евгений мимо них не прошёл, дискутировал с нами, где-то соглашался, где-то возражал, но оставлял за нами право иметь своё мнение, как и он сам делал в своих произведениях - отстаивал свободу собственных убеждений. В итоге он сказал, что никто из московских писателей и журналистов ещё ничего подобного не написал о нём.

5 книг о Евтушенко уже вышли в Иркутске. 5 книг о Евтушенко уже вышли в Иркутске. Фото: АиФ/ Юлия Вяткина

- После не одного десятка лет исследований какой вывод можете сделать: действительно «Поэт в России больше чем поэт»?

В.К.: Конечно. Но только настоящий поэт. Евтушенко однажды сказал так: «Я пишу стихи всегда от двух переполняющих меня чувств: любви или ненависти». Большинство считает, что главное - писать о первом. А Евгений в своём творчестве открыто заявлял, что он лично не принимает трусость, предательство, подлость. Поэтому часто был неугоден чиновникам.

Книга без доступа

- В своей последней книге вы дошли до 1970 года в жизни Евгения Александровича. Впереди ещё 47 лет. Собираетесь доводить дело до конца?

В.К.: Разумеется, только вот мы думаем: доживём ли, успеем? Может быть, пойдём по десятилетиям его жизни или выберем сокращённую подачу материала. Тогда, возможно, в пять лет управимся. Но Валерий возражает, говорит: «Давай пока не будем ставить себе железные рамки и сроки, иначе слишком много всего останется в архивах». Но даже если мы что-то не успеем, то, надеюсь, за нас это сделают другие, потому что интерес народа к великим людям был и будет всегда.

- Я вижу, что тираж ваших хроник небольшой - 300, 500 экземпляров. Насколько они вообще доступны читателям?

В.П.: Издаём их своими силами, поэтому денег на многотысячные тиражи у нас нет. Приобретать книги могут пока лишь жители Иркутской области, потому что они есть только у нас. На создание электронного варианта согласия не даём: любим книгу за то, что её можно держать в руках. Какую-то часть отдаём в местные книжные магазины. Честно скажу, там на них делают бешеную наценку, но препятствовать этому не в наших силах. Мы сталкиваемся с теми же самыми коммерческими проблемами, что и другие творческие люди - музыканты, кинематографисты: ты что-то создал, а пустить в народ не можешь. Смешно получается: Якутия и Бурятия сами готовы приобрести книги о Евтушенко для своих библиотек, а в Иркутске нам пришлось уговаривать министерство культуры это сделать. Уговорили. Теперь первая и вторая часть хроники есть в городских библиотеках и скоро должны появиться в крупных городах области. Когда третья книга получит доступ к широкой аудитории, мы, к сожалению, не знаем.

Досье:

Виталий Комин. Иркутский филолог и журналист. Родился в 1938 году. Выпускник ИГУ, однокурсник драматурга А. Вампилова. Член Союза журналистов. Почти полвека работал в различных СМИ области.

Валерий Прищепа. Родился в 1957 году. Окончил ИГУ. Доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Хакасского государственного университета им. Катанова. Автор первой в России и за рубежом докторской диссертации о творчестве Е. Евтушенко. Живёт в Абакане.

www.irk.aif.ru

ШЕСТИДЕСЯТНИК

Поэзия. Да простит меня читатель за общепринятые признания величия этого жанра русской и советской литературы. Кто может сказать, что он равнодушен к стихам Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, что его не трогает поэзия Алексея Кольцова и Николая Некрасова? У кого на полках шкафов не стоят томики стихов Александра Блока и Анны Ахматовой? Кто не зачитывался лирическими стихами Алексея Суркова и Константина Симонова? Вряд ли найдется человек, который бы не читал поэтическую книгу Александра Твардовского «Василий Теркин». А если вспомнить наше детство, сразу всплывут в памяти стихи Самуила Маршака и Агнии Барто, которые читали нам родители.

И все-таки у многих из нас, кто действительно любит поэзию, есть любимые поэты, без которых мы просто не мыслим своего существования. У меня, к примеру, два любимых поэта. Правда, их разделяет время. Сергей Есенин – великий русский поэт начала ХХ века. Не сочтите за хвастовство, но в моей памяти очень много его стихов и даже фрагментов его великолепной поэмы «Анна Снегина». На заседаниях Ставропольского есенинского клуба, в котором состою уже около 30 лет, я с удовольствием читаю эти произведения, и присутствующие в зале чутко внимают каждой строке, каждому четверостишию поэта. Я много лет храню два рукописных блокнота с его стихами, а на книжной полке стоит его пятитомник.

Второй мой любимый поэт Евгений Евтушенко, который творил во второй половине минувшего ХХ века и в начале ХХI, века нынешнего. С творчеством его я знаком с шестидесятых годов, которые породили целую плеяду поэтов, которых стали позднее называть «шестидесятниками». Это Евгений Евтушенко и Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский и Булат Окуджава, Юрий Визбор и Владимир Высоцкий, и, конечно же, Белла Ахмадулина. К «шестидесятникам» относился и писатель Василий Аксенов, который написал роман «Таинственная страсть», его героями стали, правда, с измененными фамилиями, так как это произведение не документальное, а художественное, все те поэты, которых я только что назвал. Я с большим удовольствием прочитал эту интересную книгу. Именно поэтому острой болью отозвалось в моем сердце печальное сообщение о том, что в первый день апреля на 85-м году жизни ушел от нас великий поэт ХХ века Евгений Евтушенко, последний из плеяды «шестидесятников». Памятью о нем остались у меня его поэтические томики, рукописный блокнот с его стихами, граммофонные пластинки, знакомившие меня с творчеством поэта. Остались в памяти моей и членов есенинского клуба стихи Евгения Евтушенко и рассказы о его творчестве, с которыми мне довелось выступать на заседаниях. Бесценный подарок сделал мне ставропольский поэт, с которым я был близко знаком, Игорь Романов, подаривший томик ранних стихов Евгения Евтушенко и его повесть «Ягодные места».

Родился Евгений Евтушенко, советский поэт и прозаик, сценарист, режиссер, актер, общественный деятель, автор десятков сборников стихов, поэм «Братская ГЭС» и «Бабий яр», 18 июля 1932 года в небольшом сибирском городке Иркутской области, который сам он называл станцией Зима. Мать его, Евтушенко Зинаида Ермолаевна, имевшая музыкальное образование, служила в театре, гастролировала по стране. В 1944 году, после возвращения в Москву из эвакуации, она дала сыну свою девичью фамилию. Отец Евгения, по происхождению прибалтийский немец, Гангнус Александр Рудольфович, был поэтом-любителем. На сыне, очевидно, сказались отцовские гены, и печататься начал Женя  с 1949 года. Ему было 17 лет, когда газета «Советский спорт» опубликовала его первое стихотворение. В 1952 году Евгений Евтушенко поступил в Литературный институт имени Максима Горького. В этом же году вышла его первая книга стихов «Разведчики грядущего». Позднее автор, критически относившийся к своему творчеству, назвал ее незрелой и юношеской, поскольку в ней была лозунговая, пафосная поэзия. В это же время, минуя степень кандидата, двадцатилетний Евгений Евтушенко становится самым молодым членом Союза писателей. В шестидесятые годы, характеризовавшиеся настоящим поэтическим бумом, поэт вышел на арену колоссальной популярности вместе с Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой, Андреем Вознесенским, Робертом Рождественским. Своим воодушевлением они заразили всю страну. В их творчестве чувствовались независимость, свежесть, индивидуальность, неофициальность. Их выступления собирали большие стадионы, на арену которых вышла большая поэзия. Ее в период «оттепели» стали называть эстрадной. В культовом фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича» есть сюжет выступления этих поэтов в Политехническом музее. 

А впервые Евгений Евтушенко выступил со своими стихами, донося глубину своих мыслей до зрителя и слушателя, на большой сцене в Харькове, в центральном лектории. Пригласил его туда поклонник творчества поэта  Л.Я.Лившиц. Публика была покорена выступлением молодого поэта. Каждое его произведение наполнено жизнью, по-своему разнообразно. Евгений пишет легко, рифма к рифме идет сама собой, он играет словами, звуками.Евгений Евтушенко с детства был привязан к книгам. С их помощью, в регулярном общении, родители помогали сыну познавать мир. Вот что вспоминает об этом сам поэт: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском. Благодаря отцу я уже в шесть лет научился читать и писать, читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове тогда был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире».

И хотя отец, Александр Рудольфович, в дальнейшем оставил жену и сына и создал новую семью, он продолжал заниматься воспитанием сына. Он брал Евгения в МГУ на вечера поэзии Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антокольского. Мать понимала, что общение отца с сыном идет последнему только на пользу. Она часто посылала Александру Рудольфовичу письма, в которых были стихи, написанные сыном. Она сохранила все рукописи Евгения. Даже была тетрадь, где собрано девять тысяч рифм. В их доме частыми гостями были знаменитые артисты, известные писатели - Владимир Соколов, Евгений Винокуров, Григорий Поженян, Михаил Рощин.Евгений Евтушенко был самым «громким» лириком плеяды поэтов того времени. Сборники его стихов приобретали популярность. Это и «Шоссе энтузиастов», и «Нежность», и «Третий снег», и «Яблоко», и «Обещание», которые отличались разнообразием жанров и широкой гаммой настроений. «Поэт в России  больше, чем поэт» - эта первая строка вступления к поэме 1965 года «Братская ГЭС» стала крылатой фразой, устойчиво вошедшей в обиход, и манифестом творчества самого Евгения Евтушенко. Уже тогда он понимал, что благодаря своим произведениям становится поэтом следующего поколения. Именно ему посвящает он вот эти стихи:

Возьмите меня в наступление –

Не упрекнете  ни в чем.

Лучшие из поколения,

Возьмите меня трубачом.

Несколько циклов стихотворений и поэм посвящено антивоенной и зарубежной тематике. Поэт поднимает политическую тему в поэмах «Под кожей статуи Свободы», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба». Некоторые литературные критики не понимали и не принимали такие произведения поэта, как «Наследники Сталина», «Правда», «Баллада о браконьерстве», «Отцовский слух», «Взмах руки», считая их скандальными. Возможно, они вспоминали, что в свое время Евгений Евтушенко был отчислен из Литературного института за поддержку романа В.Д.Дудинцева «Не хлебом единым» и за «дисциплинарные взыскания» и «неправильные» высказывания.

Не чужда была поэту и тонкая интимная лирика, как в стихотворении «Бывало, спит у ног собака».

А я был тихий и серьезный

И в ночи длинные свои

Мечтал о пламенной и грозной,

О замечательной любви.

Евгений Евтушенко умел показать красоту женщины. Увидев на морском пляже эпизод, он рисует его в стихах. Из воды выходила молодая и сильная женщина. Шла она свободно и торжественно. Необычная была та женщина, потому что «тяжелая белая лилия из волос ее черных росла, а на синем ее купальнике бились алые паруса». И вот квинтэссенция стихотворения:

Будет в жизни хорошее, скверное,

Будут годы дробиться, мельчась,

Но и нынче я знаю наверное,

Что увижу я в смертный свой час.

Будет много святого и вещего,

Много радости и беды,

Но увижу я эту женщину,

Выходящую из воды.

Поэт, чья биография была очень насыщенна, выпустил несколько аудиокниг и дисков стихов в своем исполнении.Замечены работы Евгения Евтушенко и в публицистике. Это «Примечание к автобиографии», «Талант есть чудо не случайное», «Политика – привилегия всех», «Завтрашний ветер». Хорошо известны его мемуары «Волчий паспорт», «Я пришел к тебе, Бабий яр». Он является сценаристом и режиссером военной драмы «Детский сад» и мелодрамы «Похороны Сталина». По его стихам «Идут белые снеги» написана рок-опера. А сколько его стихов, положенных на музыку, стали известными песнями – «Хотят ли русские войны», «А снег идет», «Со мною вот что происходит», «Под скрипучей, плакучей ивой». Оценивая свою личную жизнь, Евгений Евтушенко говорил, что ему повезло  со всеми женами и во всех разводах виноват только он. Официально женат он был четырежды. Его первой женой стала поэтесса Белла Ахмадулина. Хотя они часто ругались, но мирились быстро, поскольку любили друг друга самозабвенно. Но Евгений не был готов к роли отца, и на этой почве звезды советской литературы развелись. В 1961 году женой Евтушенко стала Галина Сокол-Луконина. Но она не могла иметь детей, и молодая пара усыновила мальчика по имени Петр. В 1978 году супругой поэта стала его страстная ирландская поклонница Джен Батлер. В этом браке появились на свет сыновья Антон и Александр. Последняя жена Евгения Евтушенко – Мария Новикова, 1962 года рождения. Они познакомились в 1987 году, когда Мария, на тот момент только окончившая медучилище, подошла к поэту, чтобы попросить для своей мамы автограф. Спустя пять месяцев они поженились. У них родились двое сыновей – Дмитрий и Евгений. Таким образом, всего у поэта пять сыновей.Евгений Евтушенко был секретарем правления Союза писателей, Содружества писательских союзов, участником общества «Мемориал», сопредседателем Ассоциации писателей «Апрель».В 1991 году Евгений Евтушенко подписывает контракт с одним из университетов США, где начинает преподавать историю русской и советской литературы. Забрав свою семью, он уезжает на постоянное место жительства в Америку. В то же время он довольно часто возвращается в Россию и снова выступает, читая свои новые произведения.Евгений Евтушенко был награжден орденом «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, медалью «Защитнику свободной России». Он стал почетным членом Российской академии художеств, а за поэму «Бабий яр» был кандидатом на Нобелевскую премию по литературе. В 1978 году в Крымской астрофизической обсерватории была открыта малая планета Солнечной системы, которую назвали именем знаменитого поэта.Прощание с Евгением Евтушенко прошло в университете США, где он преподавал в течение двадцати пяти лет, и в Москве. Согласно его завещанию, он был похоронен в писательском поселке Переделкино рядом с Борисом Пастернаком.

В материале использована информация из Интернета.

поэзия

vechorka.ru

По ступеням лет Евгения Евтушенко — ВСП.RU

В Иркутской областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского прошёл творческий вечер журналиста Виталия Комина и литературоведа Валерия Прищепы, приуроченный к 85-летию со дня рождения поэта Евгения Евтушенко. Виталий Комин и Валерий Прищепа представили публике свою новую книгу, посвящённую поэту, – «По ступеням лет. Хроника жизни и творчества Евгения Евтушенко».

Это уже третий том хроники жизни и творчества Евгения Евтушенко. Первая книга «Он пришёл в XXI-й век: Творческий путь Евгения Евтушенко» охватывала 30 лет жизни поэта – с 1932-го по 1962 год. В ней авторы рассказали о родословной писателя, обратились к его корням, к сибирским истокам. «Когда мы выпустили нашу первую книгу и показали её самому Евтушенко, мы побаивались, потому что где-то даже критические замечания в его адрес сделали… Но он, в общем-то, отнёсся хорошо, хотя кое о чём мы всё-таки поспорили», – говорят Комин и Прищепа. Вторая книга «Зима – столица Евгения Евтушенко» охватывает всего три года – с 1963-го по 1965-й. «В этой книге мы постарались отследить все приезды Евтушенко на малую родину, – рассказывают авторы книги. – Что он делал, что писал в Зиме. Туда он приезжал не отдыхать, а именно работать. Зима стала не просто его малой родиной, а своеобразной «столицей» его творчества».

Третья книга «По ступеням лет. Хроника жизни и творчества Евгения Евтушенко», которая вышла сегодня, повествует о жизни поэта в периоды с 1932-го по 1962 год и с 1963-го по 1965 год. «Третий том, – дают уточнение авторы, – это плод коллективного труда московских и сибирских евтушенковедов. Мы постарались детально описать каждое значимое событие того периода в жизни Евгения Евтушенко, каждый день его жизни». Тираж составляет 500 экземпляров.

«Идея создания такой хроники пришла к нам после того, как мы выпустили шесть книг о Евгении Евтушенко, – делится Валерий Прищепа. – Виталий Васильевич Комин 60 лет собирал материалы о Евгении Евтушенко, я – 40 лет. Мы поставили перед собой цель: проследить, что Евтушенко делал на протяжении каждого дня своей жизни. После чего выбрали три основных направления – это литературная деятельность, общественная деятельность и личная жизнь поэта. Все три направления и раскрываются в каждом из томов, посвящённых Евгению Евтушенко. Таким образом, мы удовлетворили интерес людей – больше узнать о личной жизни выдающегося поэта. Нашими консультантами были сестра Евгения Евтушенко Елена, друзья, знакомые Евгения Александровича. Мы использовали только достоверные источники. Многие фотографии, представленные в наших книгах, публикуются впервые».

«Мы нашли ту самую неразработанную творческую «жилу» и сейчас продолжаем её разрабатывать, – поддерживает своего коллегу Виталий Комин, – это нас и воодушевляет. Евгений Евтушенко был народным, правдивым поэтом. В советское время цензура корректировала произведения Евтушенко, убирая из них, на её взгляд, лишнее. Однажды его стихотворение «Байкал» цензуре пришлось заменить прямо во время печати тиража. Читатели потом недоумевали: как так, два одинаковых сборника стихов, а стихотворения разные. В стихотворении говорилось о загрязнении озера: «Если ты загрязнён, не могу себя чувствовать чистым», – писал Евгений Евтушенко. Понятно, что цензуре это пришлось это не по нраву. А когда наши танки в 1968 году вошли в Прагу, Евтушенко написал стихотворение «Танки идут по Праге» – оно вызвало неоднозначную реакцию, были даже политические преследования Евгения Александровича. История отношений Евгения Евтушенко с советской печатью, о том, как «калечили» его стих тогда, вписывали не принадлежащие ему строки, – всё это мы тщательнейшим образом отслеживали, чтобы донести до читателей правду так же, как это делал сам Евтушенко».

Виталий Комин и Валерий Прищепа были лично знакомы с Евгением Евтушенко. Виталий Комин – земляк Евгения, однако познакомиться с ним смог только в Москве: «Я с детства любил стихи Евтушенко. Познакомился с его творчеством где-то в 1954 году, прочитав стихи Евгения Евтушенко в альманахе «Новая Сибирь». Я тогда учился в 9 классе. Стихи мне очень понравились, и я стал интересоваться: кто же такой Евтушенко? Потом в библиотеке университета получил возможность читать сборники стихов Евгения Евтушенко. Для меня Евгений Евтушенко – это поэт, который воспел мою малую родину, Зиму. Это и явилось отправной точкой в увлечении его творчеством».

Валерий Прищепа же познакомился с Евгением Александровичем благодаря своей научной работе. Он писал диссертацию о Евтушенко и всячески искал встречи с ним. И вот они встретились, пообщались. Валерий Прищепа защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертацию по творчеству Евтушенко.

Авторы живут довольно далеко друг от друга, что, конечно, усложняет им работу. Виталий Комин работает в Иркутске, Валерий Прищепа – в Абакане. Авторы обмениваются электронными письмами, пишут материалы и отправляют их друг другу на сверку и корректировку. Возможность лично встретиться представляется только во время летних отпусков. «Всю зиму мы работаем, – признаются писатели – а к весне, к лету завершаем том. И такой творческий конгломерат продолжается у нас уже много лет».

www.vsp.ru


Смотрите также